- Воскресение мертвых
- по учению церкви, последует со вторым пришествием И. Христа, Который сказал: "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавше, оживут". Воскресение мертвых, по учению ап. Павла, произойдет во мгновенье ока; Бог Своею силою воскресит мертвых нетленными; а тело воскресшего не будет по своему существу таким, как при жизни; оно будет нетленно, духовно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питье, ни в одежде, ни в брачных связях и отношениях, оно будет легко, светоносно, подобно воскресшему телу Спасителя. Тела нечестивых людей должны быть также духовны и бессмертны, но вместе с тем они будут мрачными, безобразными и, как закоренелые грешники, будут внушать отвращение. Земля, отданная Богом во власть человеку и проклятая Им же за грех человека, при В. мертвых, когда люди освободятся от грехов своих, подвергнется сначала страшной катастрофе, вроде такой, как была при Ное, а затем превратится посредством огня в новое небо и новую землю, на которых будет жить правда. В. М. в истинном свете явилось лишь в христианстве, но во многом оно не было совершенно новым учением. К началу новозаветной эпохи все иудейство отыскивало в свящ. ветхозаветных книгах насчет В. прочное верование. Псалмы говорят лишь о В. праведников, кн. Маккав. о восстании всех умерших во Израиле, а книга Еноха включает все человечество. Рационалистическая экзегетика полагает, что в некоторых местах иудейских свящ. книг под видом В. рисуется лишь национально-религиозное оживотворение и политически-духовное возрождение. Христианское учение о В. утверждает оживление почивших и внушает мысль о восстановлении телесности. Этот последний момент часто возбуждает сомнения. Уже в древности встречаются мнения о чисто духовном торжестве В., а в протестантстве и поныне имеются такие мнения, основывающиеся на тенденциозном освещении слов ап. Павла. Св. Павел хочет лишь устранить опасение, что неизбежная смерть лишит людей живых отношений к Богу, и удостоверяет для христиан лучшее бытие в непосредственном посмертном состоянии. Как из зерна, по Божией воле, вырастает растение тело, так и в воскресшем восстанет погребенный и только отпадут все земные ограничения униженности и тления, при отсутствии которых исчезнет и смерть. Будет "духовное тело" не потому, что оно формируется будто бы из какой-то материальной духовности, а потому, что тогда всепроникающим началом будет духовность, имеющая творческую энергию вечной жизни. По всем этим свойствам воскрешенное тело уподобляется телу Христову. Залог будущего В. есть вера духовного оживления. Отсюда пробуют сделать вывод, что язычники и неверующие не воскреснут; но умолчание Η. З. о грешниках и язычниках вовсе не закрывает для них оживотворения. Устранение от В. отнимает у них участие в блаженном богообщении, но не самое бытие. Смерть Адама ап. Павел простирал на все человечество, и поэтому одинаково всеобъемлющими будут и "все" оживотворенные. Полное раскрытие господства Христова сопровождается непременно умерщвлением самой смерти и тем, что у нее будут отняты все жертвы. В. не есть натуралистический акт возрождения, но происходит по нарочитому обнаружению энергии божественного всемогущества. Так как при всеобщем В. окажутся наряду с праведниками и достойными непригодные и недостойные, то необходимо выдвигается в новозаветном учении суд окончательного решения над воскрешенными праведниками и грешниками.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.